Буллинг
Действия педагога по предотвращению травли
А. Никогда не поддерживать ситуации, в которых весь класс смеется над кем-то из учеников. Даже в том случае, если произошло на Ваш взгляд что-то действительно забавное, или наступило заслуженное последствие неправильных действий ученика (например, он громко упал со стула во время урока, потому что качался на нем, и Вы неоднократно делали ему замечания и предупреждения; другой вариант – нелепые ответы у доски, ошибки, описки и т.д.). Даже если ребенок, оказавшийся таким образом в центре всеобщего внимания, не постоянная жертва буллинга, ситуация, в которой все смеются над промахом другого человека создает почву для того, чтобы это повторялось в дальнейшем, и как бы сообщает ученикам, что смеяться вместе над оказавшимся в неловком положении (даже по собственной вине) - норма. Напротив, в этой ситуации роль учителя – призвать остальных помочь человеку (подсказать, как правильно пишется слово, или помочь подняться с пола и т.д.).
Б. Учителю стоит обращать внимание на ситуации, которые похожи на травлю – он может увидеть это в поведении учеников на перемене, в столовой, до или после уроков. В любой момент, когда он оказывается свидетелем травли, которая происходит здесь и сейчас, его задача – своим примером показать, как правильно вести себя в такой ситуации: не проходить мимо, вмешаться, задать вопрос жертве о том, как его (ее) зовут, нужна ли ему (ей) помощь. Только после этого – обратиться к агрессорам, назвав вещи своими именами (например: «то, что вы сейчас делаете, называется травлей, и это в нашей школе – недопустимое поведение»), принять решение о том, каковы будут для них последствия их агрессии (когда и в каком составе состоится с ними разговор учителя/классного руководителя/школьного психолога/представителей администрации) и сообщить им об этом.
В. В рамках профилактической работы со всеми учениками учителю важно делать акценты на следующие моменты: - если ты стал жертвой травли, не стыдно рассказать об этом, потому что ты делаешь это для того, чтобы кому-то (своим обидчикам) досадить, а для того, чтобы такое отношение к тебе закончилось; - это же касается и свидетелей- норма поведения для ученика, ставшего свидетелем нападок на другого – вмешаться и помочь. Но также ему стоит быть в контакте со взрослыми, и если инциденты продолжаются, поставить их в известность; - в рамках обсуждения фильмов, книг и т.д., которых затрагивается тема травли, учителю всегда важно задавать ученикам вопрос о мотивах поведения разных героев, например, почему свидетелю может быть страшно вступиться за жертву и т.д.; - важный аспект улучшения школьного климата – хорошие отношения членов школьного коллектива между собой. Они не предполагают обязательно дружбу, но обязательно – уважительное обращение. Оно важно и в обращении учителей к ученикам – именно школьный коллектив задает нормы общения и в ученическом коллективе, и потому для него крайне важно стараться самому их придерживаться.