МБОУ Горхонская СОШ
Тункинский р-он, Республика Бурятия
  • Безопасность Дети 01 октября, 08:15

    Суицид

    Это короткое слово означает добровольный уход из жизни. И обсуждать эту трудную тему нужно, как бы больно ни было, потому что слишком много юных, красивых, замечательных девчонок и мальчишек расстаются с жизнью по собственной воле.

    Суицид.


    Это короткое слово означает добровольный уход из жизни. И обсуждать эту трудную тему
    нужно, как бы больно ни было, потому что слишком много юных, красивых,
    замечательных девчонок и мальчишек расстаются с жизнью по собственной воле.
    Именно в этом возрастном периоде суицидальное поведение отличается многообразием:
    суицидальные мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки. Подросток испытывает
    дискомфорт, справиться с которым он не может, а рассказать родителям, учителям,
    товарищам не умеет. Да и, к сожалению, им никто не верит, принимая угрозы за пустые
    слова.
    Чаще всего суицидальные попытки подростков спонтанные, непродуманные и
    неспланированные, совершаются на пике эмоций, а иногда носят демонстративный
    характер. Движет их поведением не столько желание умереть, сколько отчаянный крик о
    помощи: «Обрати на меня внимание! Пойми меня! Я запутался!»
    Из-за чего же молодые люди уходят добровольно из жизни? Однозначный ответ дать
    невозможно. Наблюдения психологов позволяют выделить несколько основных причин
    суицида: «безответная любовь», «нет сил бороться», «всем назло», обратите на меня
    внимание», «пусть мучаются», «я никому не нужен. А также из-за обиды, из-за страха, из-
    за ничего».

    Памятка родителям
    Признаки суицидальных намерений


    Около 80% людей, совершающих суицид, предварительно дают знать о своих намерениях
    другим людям, хотя способы сообщения об этом могут быть завуалированы. Это обычно
    происходит в форме разговора о суициде или сообщений о желании умереть, о своей
    никчемности, беспомощности и о своем безнадежном положении или упоминаний о
    суициде в картинах и литературных произведениях. Другая опасность суицида заключена
    в неожиданном, драматическом и необъяснимом изменении поведения, так называемом,
    “терминальном поведении”. При этом индивид приводит свои дела в порядок, при это
    часто заявляет о печали и отчаянии.
    Если вы увидели эти знаки суицида, спросите вашего ребенка, что он/она думает о
    суициде. Если ответ будет вызывать подозрение в возможности совершения суицида,
    следует направить его к психологу для предотвращения немедленного совершения
    суицида и последующего решения проблем, которые могут заставить подростка решиться
    совершить суицид. Большинство суицидов могут быть предотвращены, так как состояния,
    при которых субъект может совершить суицид, обычно временно.


    Как распознать экстремальное состояние?


    Подростковая депрессия отличается от депрессии у взрослых тем, что подростки не
    жалуются на подавленное настроение. Они вдруг становятся замкнутыми, одинокими,
    теряют интерес к прежним увлечениям, равнодушны ко всему. Они выполняют все
    просьбы взрослых, потому что у них нет своих желаний. Кстати, родители часто считают
    их идеальными детьми. Это опасное заблуждение, тревожный сигнал, который подает сам
    подросток.
    Как же догадаться, что он задумал? Такого «задумавшегося» рассекретят глаза. Они у
    него «тусклые», искры жизни в них уже нет.

    Нужно попытаться разговорить, спровоцировать большую перемену в его жизни, а
    самое главное: чаще упоминать в разговорах о том, что он вам нужен. Не занимайтесь
    нравоучениями, этим вы только его оттолкнете, спровоцируете на еще более безрассудные
    поступки.

    «Как не допустить суицид у подростка»


    Источник: О.В. Вихристюк. «Что нужно знать родителям о подростковых суицидах?»
    Ситуации риска, когда родителям и близким ребенка нужно быть внимательным и обратиться за
    помощью к специалистам:

    • непонимание своего ребенка, напряженная атмосфера в семье;
    • конфликтность ребенка по отношению к другим (семейные конфликты, конфликты со
    • сверстниками, унижения, травля со стороны сверстников);
    • агрессивность ребенка по отношению к окружающим;
    • зависимости ребенка (компьютерная, пищевая, алкогольная, наркотическая);
    • резкая негативная смена увлечений, окружения, друзей;
    • смена настроения ребенка, переживания, печаль, обиды, подавленность и т.д.;
    • негативные изменения в поведении ребенка (склонность к уходу из дома, хулиганство,
    • воровство и т.д.);
    • резкое снижение успеваемости в школе;
    • изменения в самооценке;
    • нарушения сна, повышенная утомляемость, длительная бессонница;
    • длительное (более одного месяца) повышение или понижение настроения, сильная тревога;
    • длительные острые переживания ребенком утраты (смерти значимого близкого), несчастной
    • любви и т.д.;
    • рискованное поведение, в котором высока вероятность причинения вреда своей жизни и
    • здоровью;
    • неверие ребенка в свое будущее, негативная оценка настоящего и будущего, угрозы
    • покончить жизнь самоубийством;
    • наличие примера суицида в ближайшем окружении или среди значимых взрослых либо
    • сверстников и т.п.

    Если вы заметили хотя бы один из перечисленных признаков (ситуаций), это уже достаточный
    повод для того, чтобы, прежде всего, уделить повышенное внимание своему ребенку, спокойно
    обсудив ситуацию, причины, уточнив, чем вы можете помочь, совместно обдумать пути
    исправления, сглаживания ситуации.
    Рассмотрите возможности обращения к специалистам вместе с ребенком или самостоятельно,
    очно или заочно (посредством интернет-консультирования, телефона доверия).
    Кроме того, всегда старайтесь:

    • сохранять контакт со своим ребенком;
    • поощрять ребенка к самостоятельному выстраиванию жизненных перспектив;
    • совместно обсуждать такие понятия, как смысл жизни, любовь, дружба, предательство и т.д.;
    • научить ребенка радоваться не только успехам, достижениям, наградам, но и получать
    • удовольствие от жизни (от общения с природой, друзьями, от интересных книг, спорта, хобби
    • и т.д.).

    Памятка педагогам «Высокий суицидальный риск у подростков»


    Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) суицид
    представляет собой преднамеренные действия человека в отношении себя самого,
    приводящие к гибели.
    Примерная шкала оценки суицидального риска (рекомендации ВОЗ)
    1. Риск отсутствует. По сути, риска нанесения себе вреда (членовредительства) не
    существует.
    2. Незначительный. Суицидальные идеи ограничены, нет твердых планов или
    подготовки к нанесению себе вреда, известно всего лишь несколько факторов риска.
    Намерение совершить самоубийство не очевидно, но суицидальные идеи присутствуют. У
    индивидуума нет определенных планов и не было попыток самоубийства в прошлом.
    3. Умеренный. На лицо твердые планы и подготовка с заметным присутствием
    суицидальных идей, возможно наличие попыток суицида в прошлом, и, по крайней мере,
    два дополнительных фактора риска. Или, при наличии более одного фактора риска
    суицида, присутствуют суицидальные идеи и намерение, но отрицается наличие четкого
    плана. Присутствует мотивация улучшить, по возможности, свое текущее эмоциональное
    состояние и психологический статус.
    4. Высокий. Четкие и твердые планы и подготовка к тому, чтобы причинить себе
    вред, или известно, что у индивидуума были многочисленные попытки самоубийства в
    прошлом, наличие двух или более факторов риска. Суицидальные идеи и намерения
    вербализуются наряду с хорошо продуманным планом и средствами для выполнения
    этого плана. Индивидуум проявляет когнитивную жесткость и отсутствие надежд на
    будущее, отвергает предлагаемую социальную поддержку.


    Способы информирования о намерении суицида


    Можно выделить четыре вида информирования о суициде:
    1. Прямое устное сообщение, когда человек открыто выражает свои мысли или
    планы в отношении суицида.
    2. Косвенное устное сообщение, в котором подростки не так явно делятся своими
    мыслями (например, «Я так больше не могу»).
    3. Прямое невербальное информирование (например, приобретение лекарств).
    4. Косвенное невербальное сообщение (например, внезапное, без видимой
    причины завершение планов, раздача любимых предметов и т.д.).


    Маркеры суицидального состояния


    1. Высказывания о нежелании жить: «Было бы лучше умереть», «Не хочу
    больше жить», «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придётся обо
    мне волноваться», «Мне нельзя помочь»;
    2. фиксация на теме смерти в литературе и живописи, частые разговоры об
    этом, сбор информации о способах суицида и их соотношение; активная предварительная
    подготовка к выбранному способу совершения суицида (например, сбор таблеток,
    хранение отравляющих веществ); сообщение друзьям о принятии решения о самоубийстве
    (прямое и косвенное).
    3. Косвенные намеки на возможность суицидальных действий, например,
    помещение своей фотографии в черную рамку, появление среди сверстников с петлей на
    шее из подручных средств;
    4. Возможны злоупотребление алкоголем, психоактивными веществами;
    стремление к рискованным действиям, отрицание проблем;
    5. снижение успеваемости, пропуск занятий, невыполнение домашних
    заданий;

    6. символическое прощание с ближайшим окружением (раздача личных вещей,
    фото, подготовка и выставление ролика, посвященного друзьям и близким); дарение
    другим вещей, имеющим большую личную значимость.
    7. стойкая тяга к прослушиванию грустной музыки и песен;
    8. раздражительность, угрюмость, подавленное настроение, проявление
    признаков страха, беспомощности, безнадёжности, отчаяния;
    9. чувство одиночества (меня никто не понимает и я никому не нужен),
    сложности контролирования эмоций, внезапная смена эмоций (то эйфория, то приступы
    отчаяния).
    10. Накануне и в день совершения самоубийства возможно спокойствие.
    Во время общения с подростком в зоне риска важно:
    – Сохранять спокойствие и предлагать поддержку.
    – Не осуждать, не конфронтировать.
    – Не бояться задавать вопросы о суицидальных намерениях.
    – Признавать самоубийство как один из вариантов, но не признавать самоубийство
    как «нормальный» вариант.
    – Больше слушать, чем говорить.
    –– Обращаться к другим людям за помощью в оценке потенциала индивидуума
    причинить себе вред.
    – Определять, справляется ли ребенок со своими чувствами, не оказывают ли они
    влияние на его повседневные занятия.
    – Получать сведения от родителей, учителей, родственников и друзей об
    изменениях в поведении, их продолжительности, актуальной ситуации и возможных
    провоцирующих событиях.
    - Сообщить школьному психологу

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie